|
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
САВАОФ |
|
(евр.— «воинство», «сонм»). Одно из имен Бога-отца. Под воинством Саваофа подразумевается солнце, луна и звезды, «все воинство небесное». |
САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ, ЗВЕНИГОРОДСКИЙ |
|
Ученик и сподвижник Сергия Радонежского. В юности принял от него монашеский постриг. По благословению святого стал игуменом Дубенского Успенского монастыря, основанного великим старцем во исполнение обета, данного Димитрием Донским перед Куликовской битвой. Во время затворничества Никона Радонежского шесть лет был настоятелем Троице-Сергиевой обители. Звенигородский князь Юрий, сын Димитрия Донского, избрал Савву своим духовником. По его просьбе на горе Стороже, близ Звенигорода, преподобный основал ок. 1399 г. монастырь во имя Рождества Богородицы. Скончался в 1406 г. Память его празднуется 19 января (1 февраля) и 3 (16) декабря. |
САВВАТИЙ СОЛОВЕЦКИЙ |
|
Год рождения неизвестен. Принял постриг в Кирилловом монастыре. Уважение и слава тяготили его, поэтому он удалился на остров Валаам, на Ладожское озеро, но и здесь не нашел уединения. Однажды тайный голос указал ему путь к Белому морю. Следуя внушению, отправился он на север, на Соловецкий остров. На реке Выге встретил инока Германа, жившего в глуши леса. Вместе они отправились на Соловки. В 1429 г., достигнув благополучно берега, воздвигли крест и жили уединенно. Через несколько лет Герман ушел на Онегу, и Савватий остался на острове один. Чувствуя приближение кончины, перебрался на берег. Скончался в 1435 г. Память его чтится 8 (21) августа и 27 сентября (10 октября). |
САВСКАЯ ЦАРИЦА |
|
легендарная царица Сабейского царства в Южной Аравии. Согласно ветхозаветному преданию, она, услышав о славе царя Соломона (сына царя Давида), пришла в Иерусалим испытать его загадками и изумилась его мудрости. |
САМОН |
|
(см. Гурий). |
САРРА |
|
жена праведного старца Авраама (см. Авраам). |
СЕРАФИМ САРОВСКИЙ |
|
чудотворец (1759—1833). Принял монашество в Саровской пустыни близ г. Арзамаса в 1786 г. Через год был посвящен в иеродиаконы, а в 1793 г. рукоположен в сан иеромонаха. Незадолго до своей кончины игумен Саровской пустыни поручил Серафиму попечение о дивеевских сестрах Серафимо-Дивеевского монастыря. Вскоре по благословению нового настоятеля преподобный ушел в пустынножительство в дальнюю пустыньку. Впоследствии стало известно об его аскетических подвигах в пустыни: 1000 дней и ночей простоял в молитве на камне, сходя с него только для принятия скудной пищи. Со всех концов России стекались к нему люди. Всех он принимал с одинаковой; любовью, всех встречал земным поклоном. Его сердце горело любовью, оно любило все человечество и было открыто для всех. Праведник 12 раз удостоился посещения Богородицы. Русский народ почитал старца святым задолго до открытия его мощей — 1903 г. Великий печальник и молитвенник предсказывал духовное возрождение России. Память его празднуется 2 (15) января и 19 июля (1 августа). |
СЕРАФИМЫ |
|
(евр.— огненные, пламенеющие) высшие духовные существа — один из девяти чинов небесной иерархии. В ветхозаветном сюжете серафимы окружают престол Господа. Они имеют человеческий образ, но при этом у каждого из них по шести крыльев; двумя закрывают они свои лица, как недостойные взирать на Господа Саваофа, двумя — ноги, как недостойные того, чтобы Господь взирал на них, и двумя летают для того, чтобы неустанно исполнять небесные повеления Господа. |
СЕРГИЙ ВАЛААМСКИЙ |
|
чудотворец (см. Герман Валаамский). Житие Сергия и Германа утрачено. Их почитают основателями Валаамской Спасо-Преображенской обители на острове Валаам Ладожского озера. Предположительно скончались они ок. 1353 г. Память их установлена 28 июня (11 июля) и 11 (24) сентября. |
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ |
|
(1314—1392), чудотворец. Родился в Ростове в боярской семье, с раннего детства удивлял даже свою благочестивую родню постничеством и кротостью. В 1328 г. семья переселилась в Радонеж. После кончины родителей со старшим братом Сергий удалился в лес для пустынножительства. В 1337 г. принял монашеский постриг. Претерпевая многие лишения, тяжкими трудами и постоянной молитвой создал Сергий монастырь во имя Живоначальной Троицы. В 1354 г. был возведен в сан игумена. Обитель росла и укреплялась. Ученики преподобного сами основали множество монастырей, которые так или иначе связаны с преподобным, поэтому его и называли «великим игуменом». Из самых отдаленных мест приходили к нему люди за помощью. Духовный авторитет старца был настолько высок, что к его советам и молитвам прибегали и князья. Вел. кн. Димитрий Донской, идя на решающую битву, просил благословения преп. Сергия. Победа на Куликовом поле положила начало освобождению от татарского ига. Память великого игумена церковь отмечает 5 (18) июля и 25 сентября (8 октября). |
СИМЕОН БОГОПРИИМЕЦ |
|
праведный (см. Сретение). По евангельскому сюжету, благочестивый старец, живший в Иерусалиме. Ему было предсказано Св. Духом, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. И когда Мария и Иосиф на 40-й день после рождения принесли Младенца в храм, Симеон пришел в храм, взял его и благословил Св. семейство. Память его почитается 3 (16) февраля. |
СИМЕОН ВЕРХОТУРСКИЙ |
|
праведный. Происходил из дворян. Удалился в Сибирь и как странник не имел пристанища. Жил на погосте в с. Меркушинском, в 50 верстах от г. Верхотурья Пермской губернии. Симеон питался трудами своих рук: шил шубы. По мере сил старался одевать и кормить других. Пребывая в стране инородцев, недавно обращенных в христианскую веру, изыскивал возможность наставлять их на путь христианского благочестия. Скончался в XVII в. Память его совершается 12 (25) сентября и 18 (31) декабря. |
СИМОН ЗИЛОТ |
|
апостол (по прозвищу Кананит, так как происходил из галилейского города Каны). Один из 12-ти апостолов. Предание считает его женихом, на свадьбе которого были Христос и Богоматерь и где Спаситель претворил воду в вино. По сошествии Св. Духа на апостолов, он просветил христианским учением Африку, по другому же преданию проповедовал на Британских островах и даже в Вавилонии и Персии. Скончался мученически в персидском городе. Празднество его установлено 10 (23) мая и 30 июня (13 июля). |
СОШЕСТВИЕ СВ. ДУХА |
|
(см. Двунадесятые праздники). Согласно евангельскому преданию, Иисус Христос обещал апостолам послать Св. Духа, который будет утешать и учить их. В пятидесятый день по воскресении Спасителя ученики с Богоматерью и другими верующими были в горнице и молились. И вдруг над головами апостолов явились огненные языки и опустились на каждого из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. И в тот же день крестились ок. 3 тысяч человек, а до того времени в Иерусалиме было только 120 верующих. Сошествие Св. Духа, или день Св. Троицы, празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому он называется Пятидесятница. |
СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ |
|
|
СПАС НА ПРЕСТОЛЕ |
|
|
СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ |
|
особый тип изображения Христа. По преданию, первая икона появилась чудесным образом еще во время земной жизни Спасителя. Правитель сирийского г. Едессы Авгарь заболел проказой. Никто не мог его излечить. Царь уверовал в то, что выздороветь он может, взглянув на лицо Спасителя, и послал к Иисусу художника Анания с поручением написать Его портрет. Художник добрался до Иерусалима: видел и слышал Его, но из-за большой толпы народа не смог к Нему приблизиться. Тогда Христос сам подозвал Анания, умыл лицо и обтер его полотенцем (убрусом), на котором запечатлелся лик Иисуса, и подал полотенце художнику. Отсюда и название «нерукотворный». Получив чудесное изображение, Авгарь поправился. Нерукотворный образ Спасителя до X в. хранился в Едессе, а в 944 г. его перенесли в Константинополь. Это событие отмечается 16 (29) августа. На древнейших русских знаменах был запечатлен лик Спаса Нерукотворного. С него было сделано множество списков. |
СПИРИДОН ТРИМИФУНТСКИЙ |
|
епископ. Родился на острове Кипр. Обладал даром чудотворения и прозорливости. Скончался ок. 348 г. Мощи его находятся на острове Корфу. Память святого совершается 12 (25) декабря. |
СРЕТЕНИЕ |
|
(см. Двунадесятые праздники). По новозаветному сюжету, на 40-й день после рождения первенца существовал обычай посвящать его службе Богу. Мария и Иосиф принесли в храм Иисуса. Здесь ждала Его удивительная встреча («Сретение»). Его встретил глубокий старец прав. Симеон — ученый, переводивший на греческий Библию. Ангел ему предсказал, что он не умрет, пока не увидит Сына Божьего, рожденного Девой.
По внушению свыше Симеон пришел в храм именно в тот момент, когда Дева Мария явилась с Богомладенцем. Он понял, что дождался обещанного, и предсказал Богородице Ее будущие страдания, когда на глазах у Нее будет распят на кресте Ее Сын. |
СТРАСТИ ХРИСТОВЫ |
|
Евангельский рассказ о страстях (страданиях) Христа после того, как он был взят под стражу. Его избивали, над ним смеялись, надели на него, как на «царя иудейского», терновый венец. Римский наместник Пилат нашел Иисуса невиновным и вывел его во двор претории к собравшимся людям, сказав: «Се человек». Несколько раз повторив слова о невиновности Христа, Пилат уступил требованиям первосвященников и руководимой ими толпы и отдал Христа на казнь. Иисус Христос должен был нести на гору Голгофу (место казни) крест, на котором он был распят. Одновременно с ним распяли двух разбойников. |
СТРАШНЫЙ СУД |
|
По евангельскому преданию, перед наступлением последнего суда все умершие по гласу Сына Божьего оживут и праведные люди воскреснут для вечной блаженной жизни, а грешные — для вечного осуждения. |
|
|