БЛАГОВЕЩЕНИЕ |
|
(см. Двунадесятые праздники) |
БОГОМАТЕРЬ |
|
Первые иконы Богоматери написаны, по древнему преданию, одним из четырех евангелистов, апостолом Лукой, сумевшим запечатлеть Ее подлинные черты. Они изображали лишь одну Богородицу и Богомладенца Христа. Празднование той или иной иконе Богоматери совершается Церковью множество раз в году. Нет ни одной церковной службы, где не было бы молитвословий в честь Богородицы. «Уделом Пречистой Богородицы» называли некогда Россию. |
БОГОМАТЕРЬ БАЛЫКИНСКАЯ («Умиление») |
|
Икона прославилась в 1711 г. в церкви св. Николая села Балыкино Стародуб-ского уезда Черниговской губернии. Тип Богоматери «Умиление» является одним из самых излюбленных в иконописи Древней Руси. Празднество установлено 30 июня (13 июля). |
БОГОМАТЕРЬ БОГОЛЮБСКАЯ |
|
По преданию, икона написана в 1157 г. Сын вел. кн. Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, в 1155 г. отправился в Суздальскую землю из Киева, взяв с собою образ Богоматери, привезенный из Константинополя. В десяти верстах от Владимира лошади, везшие святую икону, вдруг остановились. Во время ночной молитвы князю явилась Пресвятая Богородица и объявила, что икона должна находиться во Владимире. Андрей Боголюбский повелел иконописцам изобразить Богородицу в том образе, в каком он запомнил ее, а на месте чудесного видения построили обитель. Село это получило название Боголюбове Празднование этой иконы установлено 18 июня (1 июля). |
БОГОМАТЕРЬ ВАТОПЕДСКАЯ («Отрада» или «Утешение») |
|
икона прославилась в 807 г. на Афоне в Ватопедском монастыре, когда глас от этой иконы Богоматери возвестил монахам о нашествии разбойников на обитель, и поэтому монастырь был спасен. Празднование установлено 21 января (3 февраля). |
БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ |
|
Одна из главных святынь России. По преданию, она написана евангелистом Лукой на доске от стола, принадлежавшего Св. Семейству. В середине V в. икону перенесли из Иерусалима в Константинополь. В начале XII столетия Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг послал ее в дар вел. кн. Юрию Долгорукому. В 1155 г. он передал сыну князю Андрею в удельное владение Вышгород Киевский. Там, в женском монастыре, и была помещена икона. Но она чудесным образом сошла со своего места, и князь понял, что икона хочет пребывать в иной области Руси. Он отвез ее во Владимир, где построили великолепный Успенский собор для чудотворной иконы. В 1395 г. она временно находилась в Успенском соборе Московского Кремля. Окончательно эту икону перенесли в Москву в 1480 г. Богоматерь Владимирская считалась покровительницей Русского государства. Ее празднования установлены: 21 мая (3 июня) в память избавления от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г., 23 июня (6 июля) — спасения Москвы от Ахмета-хана в 1480 г., 26 августа (8 сентября) — избавления Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 г. |
БОГОМАТЕРЬ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» |
|
Икона прославилась в 1688 г. в храме Преображения на Ордынке в Москве. После прославления иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» за ним закрепилось название этого чудотворного образа. Празднество установлено 24 октября (6 ноября). |
БОГОМАТЕРЬ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» |
|
(с грошиками) Икона прославилась в 1888 г. на стеклянном заводе близ С.-Петербурга, когда во время грозы молния ударила в часовню. Но находившаяся в ней икона осталась невредимой, к ней прилепились медные монеты, лежащие перед иконой. Празднество установлено 23 июля (5 августа). |
БОГОМАТЕРЬ «ЗНАМЕНИЕ» |
|
(«Воплощение») Тип изображения Богоматери основан на пророчестве Исайи, который предсказал воплощение Сына Божия в человеческом образе. Эта икона представляет собой поясное изображение Пресвятой Богородицы с воздетыми руками и Превечным Младенцем Иисусом, пребывающим на ее лоне. На Руси появилась в XII в., а именоваться так стала после чудесного знамения от новгородской иконы. Празднество установлено 27 ноября (10 декабря). |
БОГОМАТЕРЬ ИВЕРСКАЯ |
|
Заветная святыня древней Москвы. Названа в честь Иверского монастыря на святой горе Афонской, с которым связана история ее чудесного явления в конце X в. Эта обитель основана иверцами (грузинами). По церковному преданию, прежде чем Иверская икона оказалась на Афоне, она находилась в доме благочестивой вдовы (грузинки). Эта икона, принесенная волнами моря, была поставлена в алтаре соборного храма, но на другой день найдена над вратами монастыря, где и оставлена с именем Привратница. В течение нескольких столетий чудотворная Иверская икона Божией Матери прославилась по всей Европе; дошла она и до России. Архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон (1605—1681), впоследствии патриарх, обратился с просьбой к архимандриту Иверской обители: сделать список с иконы, которую передали в Константинополь, оттуда в качестве дара Константинопольского патриарха она принесена в Москву. В октябре 1648 г. у Неглинных ворот Китай-города состоялась торжественная встреча святыни. Вскоре с нее сняли уменьшенные копии для царя Алексея Михайловича и членов его семьи, патриарха Иосифа и наиболее знатных бояр. Праздник ее совершается трижды в году: 12 (25) февраля, в третий день Пасхи и 13 (26) октября. |
БОГОМАТЕРЬ КАЗАНСКАЯ |
|
Одна из наиболее почитаемых на Руси икон Божией Матери. Чудесное явление этой иконы совершилось в Казани в июле 1579 г. Обретенная икона оказалась списком с Влахернской чудотворной иконы Богоматери, написанной по преданию евангелистом Лукой. С чудотворной иконы по указанию архиепископа сделали список и отослали в том же году вместе с описанием ее явлений и чудес в Москву, к царю Иоанну Грозному. Почитание этого образа усилилось после освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков в 1612 г. Это событие было приписано заступничеству иконы, принесенной народным ополчением и находившейся в стане князя Димитрия Пожарского. В 1710 г. по повелению Петра Первого икона из Казани перенесена в С.-Петербург, ас 1811 г. находилась в Казанском соборе. Празднование установлено 8 (21) июля и 22 октября (4 ноября). |
БОГОМАТЕРЬ КАЛУЖСКАЯ |
|
Икона прославилась в 1748 г. в Тинькове, в церкви Рождества Богородицы, что на Калуженке. Список с иконы находился в кафедральном соборе Калуги. Празднование установлено 2 (15) сентября в память избавления от моровой язвы в 1771 г. и 12 (25) октября в честь избавления Руси от нашествия французов в 1812 г. |
БОГОМАТЕРЬ КОНЕВСКАЯ |
|
икона принесена в Россию с Афона преп. Арсением, основателем Коневской обители, в 1393 г. Она дана игуменом Иоанном в благословение преподобному и находилась в Коневском монастыре на острове Ладожского озера. Празднование установлено 10 (23) июля. |
БОГОМАТЕРЬ КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ «ЗНАМЕНИЕ» |
|
По преданию, икона явилась в 1295 г. охотникам при корне дуба, недалеко от Курска, почему и получила название Курская-Коренная. Охотник, нашедший ее, едва поднял икону, как свершилось первое чудо: на этом месте забил чистый и многоводный источник ключевой воды. Впоследствии святую икону татары разрубили на две части, которые потом чудесно срослись вместе. На месте, где нашли икону, построили монастырь, названный Коренной пустынью. Благоговение русских людей к этой святыне было столь велико, что даже самозванец для поднятия авторитета в народе счел нужным торжественно перенести ее из Курска в свой лагерь в Путивль, а затем в Москву, где она оставалась до 1615 г. после чего ее возвратили в Курск. Празднество установлено в 9-ю пятницу по Пасхе и 8 (21) сентября. |
БОГОМАТЕРЬ «МЛЕКО-ПИТАТЕЛЬНИЦА» |
|
По преданию, икона привезена в Хиландарский монастырь на Афоне св. Саввою Сербским из обители св. Саввы Освященного (близ Иерусалима) в XII в. Празднество установлено 12 (25) января. |
БОГОМАТЕРЬ МОГИЛЕВО-БРАТСКАЯ |
|
|
БОГОМАТЕРЬ ПЕЧЕРСКАЯ (СВЕНСКАЯ) |
|
По преданию, написана преп. Алипием с образа, который явился на стене Успенского собора Киево-Печерского монастыря в 1085 г. В 1288 г. икона была принесена в Свенский монастырь близ г. Брянска. Празднество установлено 3 (16) мая и 17 (30) августа. |
БОГОМАТЕРЬ С МЛАДЕНЦЕМ |
|
|
БОГОМАТЕРЬ «СВЕЧА НЕУГАСИМАЯ» |
|
Данная иконография возникла на основе акафиста. Одно из самых древних его изображений — фреска храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря конца XV — начала XVI в. |
БОГОМАТЕРЬ СМОЛЕНСКАЯ («Одигитрия») |
|
По преданию, икона на Русь попала в 1046 г. с царевной Анной, выданной замуж за черниговского кн. Всеволода. Отец Анны, император Константин Мономах, благословил ее образом «Одигитрии». После кончины князя икона по наследству перешла к вел. кн. Владимиру Мономаху. Он торжественно перенес ее из Чернигова в Смоленск и передал в основанный им в 1110 г. Успенский собор. В XV в. «Одигитрию» перевезли в Москву, но вскоре возвратили в Смоленск. Праздник установлен 28 июля (10 августа) в честь возвращения России Смоленска в 1525 г. Считалась заступницей и покровительницей Русской земли. Известно много вариантов «Одигитрии», распространенных на Руси и названных по месту их чудесного явления. |