|
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
1 | 2
БОГОМАТЕРЬ «СТРАСТНАЯ» |
|
(«Одигитрия») икона явилась в 1241 г. в селе Палицах Нижегородской епархии. В 1641 г. перенесена в Москву и находилась в церкви св. Анны Страстного монастыря. Празднество установлено 13 (26) августа. |
БОГОМАТЕРЬ ТИХВИНСКАЯ |
|
Один из вариантов Богоматери «Одигитрии». По преданию, икона явилась в 1383 г. близ г. Тихвина, в новгородских землях, у Ладожского озера. Она возникла окруженная сиянием, и, по молитве народа, сошла с высоты. В честь этого события был основан монастырь. Иконография данной иконы получила особое распространение на Руси в XVI в., особенно после посещения в 1526 г. Тихвинской обители вел. кн. Василием III. Празднество установлено 26 июня (9 июля). |
БОГОМАТЕРЬ ТОЛГСКАЯ |
|
икона прославилась в 1314 г., когда Прохор, епископ Ростовский и Ярославский объезжал свою епархию. Путники остановились на ночлег, напротив того места, где в Волгу впадает ее приток — Толга. В полночь епископ проснулся и заметил свет, озарявший всю местность, а на реке заметил мост, ранее его не было. Взяв посох, он взошел на видимый им мост и на противоположном берегу увидел в воздухе образ Пресвятой Богородицы с младенцем на руках. Помолившись иконе, епископ возвратился обратно, а утром он, отложив на время путь к Ярославлю, переехал со своими людьми на тот берег и тотчас начал очищать место, где явилась святая икона, рубил лес и приготовлял дрова для постройки церкви. К полудню закончили ее постройку, вечером епископ освятил ее. Тогда же святитель повелел быть при церкви монастырю. С того времени существовал Толгский монастырь. Празднество установлено 8 (21) августа. |
БОГОМАТЕРЬ «ТРЕХ РАДОСТЕЙ» |
|
Первая икона написана в XVIII в. по образу итальянской картины «Святое семейство». Находилась в храме Троицы на Покровке в Москве. Празднество установлено 26 декабря (8 января). |
БОГОМАТЕРЬ «ТРОЕРУЧИЦА» |
|
Иконография основана на следующем предании. Преп. Иоанн Дамаскин, живший в Сирии в VIII в., был оклеветан перед ханом Дамаска, который велел отсечь Иоанну руку. Под вечер св. Иоанн ходатайствовал перед ханом через своих друзей, чтобы ему позволили взять вывешенную на позор усеченную руку. Кисть руки возвратили страдальцу. Ночью преподобный приложил кисть к оставшейся части руки, пал перед иконой Богоматери, прося у нее исцеления. По долгой молитве, Иоанн задремал и во сне увидел Богородицу. А когда проснулся, то увидел, что рука, как и прежде, была цела, и только там, где ее отсекли, наподобие нити остался признак кровавого усечения. В благодарность святой вычеканил из серебра кисть руки и приложил ее к иконе, отчего впоследствии она и получила название «Троеручица». В конце XII в. икону принесли из Сербии на Афон в Хиландарский монастырь. В Россию список с иконы впервые привезли в 1661 г. Празднование установлено 28 июня (11 июля) и 12 (25) июля. |
БОГОМАТЕРЬ «УМИЛЕНИЕ» ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ |
|
Чтимый список с иконы Богоматери Владимирской. Она принесена псковскими купцами в 1524 г. в Псково-Печерский монастырь. Особенно прославилась во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 г. Праздник ее совершается четыре раза в году: 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля), 26 августа (8 сентября) и 7 (20) октября. |
БОГОМАТЕРЬ ФЕОДОРОВСКАЯ |
|
икона известна с 1164 г., она находилась в монастыре близ г. Городца Нижегородской епархии. С 1239 г.— в Новом Успенском соборе г. Костромы. Икона называется Феодоровской, потому что в Городецкой обители была в церкви св. великомученика Феодора Стратилата, а в Костроме до постройки Успенского храма помещалась в прежнем соборном храме во имя св. Феодора Страт"илата. Пред этою иконою царь Михаил Феодорович 14 (27) марта 1613 г. получил благословение своей матери на царство. Празднество установлено 16 (29) августа. |
БОГОМАТЕРЬ ЧЕРНИГОВСКАЯ |
|
Черниговская — Гефсиманская икона Богоматери прославилась в 1869 г. в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой лавры. Празднество установлено 1 (14) сентября. |
БОГОЯВЛЕНИЕ (КРЕЩЕНИЕ) |
|
(см. Двунадесятые праздники). Евангелие повествует: пророк Иоанн Предтеча крестил людей, решивших покаяться и изменить свою жизнь в ожидании скорого пришествия Мессии (Спасителя). В толпе Иоанн увидел Иисуса, который настоял на крещении. В момент погружения Христа в воды Иордана Бог явил себя людям, как Святую Троицу: Бог-Отец с небес возвестил о Боге-Сыне, Иисусе, а Дух Святой сошел на Сына в виде голубя, отсюда название праздника — Богоявление. |
БОРИС И ГЛЕБ |
|
мученики. Первые святые, канонизированные Русской Церковью. Братья Борис и Глеб, сыновья великого кн. Владимира, погибли в 1015 г. от рук сводного брата, завистливого и жестокого кн. Святополка, прозванного за свои злодеяния Окаянным. Память их чтится на Руси с древних времен и совершается 2 (15) мая и 24 июля (6 августа), а Глеба 5 (18) сентября. |
1 | 2
|
|